Согласно определению Европейской хартии местного самоуправления, самоуправление — это право и способность местного сообщества решать свои вопросы в пользу собственных интересов.
Это означает, что система должна давать возможность принимать решения в своих делах, а сообщество, в свою очередь, должно быть готово нести за них ответственность. Польша провела эту реформу, стартуя с позиций советской конституции, опирающейся на принцип централизма и ведомственной организации государства. В основе этой системы было прикрепление человека к месту работы. На работе человек получал квитанции на приобретение автомобиля, делал личную карьеру, там были партийные организации, там получали ордера на квартиры или путевки на отдых. Система была ведомственная, с полным подчинением местных структур отдельным ведомствам.
Однако при этом не было возможности организовать сообщество вокруг места жительства. А ведь именно там мы нуждаемся в услугах и благоустройстве территории, которая определяет условия нашей жизни, независимо от профессии или рода деятельности. Создание же этих условий и удовлетворение потребностей жителей — это и есть задача местного самоуправления.
Админреформа прошла в Польше в 1998 году, в стране установилась трехуровневая структура власти, уменьшились полномочия воевод и усилилась роль местного самоуправления.
Из 49 воеводств (областей) осталось 16. Центры воеводств утратили статус, превратившись в города районного подчинения. Воеводское самоуправление определяет политику региона: развитие экономики, региональные рынки сбыта, образовательную политику (до уровня университета), создание условий для инвесторов и т.д. В каждом воеводстве на 4 года избирается сеймик (облсовет) — от 25 до 50 депутатов, он избирает правление из 5 человек. Во главе сеймика — председатель, во главе правления — маршалок, обоих избирает сеймик.
Представителем центральной исполнительной власти (премьер-министра) в воеводстве является воевода с очень ограниченными полномочиями. Он отвечает только за общенациональные программы и проекты в регионе, а также контролирует соблюдение законодательства страны на региональном уровне. Воеводство – самая крупная административно-территориальная единица в стране. Повяты сравнимы с нашими районами: 314 сельских и 65 городов на правах повята. Затем идут гмины (по-нашему – местные громады). Гмины существуют трех видов: сельские (несколько сел), городские (зачастую один крупный город) и градо-сельские (город с окружающими его селами). Администрации гминов отвечают за работу начальных школ, детских садов, учреждений здравоохранения, культуры и спорта, за местный транспорт и дороги, рынки, коммунальное хозяйство, правопорядок и безопасность. Вспомогательными подразделениями гмина в селах являются солецтва (сельсоветы), а в крупных городах — дзельницы (районы).
Повят имеет отдельный бюджет, его доходы не зависят от доходов гмин. И к сфере ответственности повятов относятся все локальные вопросы, выходящие за границы полномочий гмины, — охрана общественного порядка, противопожарная безопасность и защита от наводнений, предупреждение стихийных бедствий и устранение их последствий, содержание общих больниц, борьба с безработицей, строительство и содержание междугминных дорог, контролирующие инспекции. Повятам могут делегироваться права воеводств в тех вопросах, которые могут решаться на месте.
Таким образом, первичные структуры власти — гмина и повят — решают все административные вопросы их жителей и граждане избавляются от необходимости ездить в воеводский центр за справками или решением проблем.
При этом, что важно, повят не осуществляет надзор за деятельностью гмин, не может отбирать их права и вмешиваться в их финансовое управление. Финансово автономный повят может проводить собственную бюджетную политику. Чтобы понимать финансовые возможности каждой территориально-административной единицы: при госбюджете 300 миллиардов злотых бюджет органов местного самоуправления составлял 180 миллиардов, из них 140 миллиардов – гмины, 24 млрд. — повяты и 16 млрд. — воеводства.
Среди собственных источников средств было три основных наполнителя бюджета:
а) налог на недвижимость (землю, здания и сооружения);
б) часть налога на прибыль предприятий на территории общины – примерно 17 злотых из каждых 100 злотых уплаченного налога;
в) часть налога с доходов физических лиц, зарегистрированных в данной общине – примерно 36 злотых из каждых 100 злотых уплаченного налога.
Среди трансфертов важнейшей является дотация на образование. И самой большой. Суммарно по стране она составляет треть бюджетных средств общин. Сейчас это около 1000 евро на ученика в течение года.
Местные общины стали независимыми юридическими субъектами, с правом защищать свои интересы в суде (в том числе – перед правительством). И они этим правом успешно пользуются.
Примером может быть дело "Община Стшельце Опольськи против правительства". Предметом рассмотрения было несвоевременное перечисление на счет общины дотации на образование, за что община была вынуждена взять кредит в банке. По иску общины суд обязал правительство выплатить банковские проценты.
В Варшаве каждый район ежегодно получает от города деньги на реализацию конкретного проекта — 1% от общегородского бюджета (в прошлом году — 25 миллионов злотых на всю Варшаву). Жители района сами предлагают проекты и сами выбирают, какой из них воплощать в жизнь. Например, среди реализованных проектов — обустройство велосипедных дорожек, установка лавочек, благоустройство в сквере, ремонты школьных помещений, восстановление или прокладка новых линий освещения, среди экзотических – установка домиков для птиц и улей для пчел.
О САМОУПРАВЛЕНИИ В ПОЛЬШЕ. Изучаем опыт соседей.
Автор
|
Опубликовано: 2990 дней назад (15 сентября 2016)
Редактировалось: 2 раза — последний 22 сентября 2016
|
0 Голосов: 0 |
Согласно определению Европейской хартии местного самоуправления, самоуправление — это право и способность местного сообщества решать свои вопросы в пользу собственных интересов.
Это означает, что система должна давать возможность принимать решения в своих делах, а сообщество, в свою очередь, должно быть готово нести за них ответственность. Польша провела эту реформу, стартуя с позиций советской конституции, опирающейся на принцип централизма и ведомственной организации государства. В основе этой системы было прикрепление человека к месту работы. На работе человек получал квитанции на приобретение автомобиля, делал личную карьеру, там были партийные организации, там получали ордера на квартиры или путевки на отдых. Система была ведомственная, с полным подчинением местных структур отдельным ведомствам.
Однако при этом не было возможности организовать сообщество вокруг места жительства. А ведь именно там мы нуждаемся в услугах и благоустройстве территории, которая определяет условия нашей жизни, независимо от профессии или рода деятельности. Создание же этих условий и удовлетворение потребностей жителей — это и есть задача местного самоуправления.
Админреформа прошла в Польше в 1998 году, в стране установилась трехуровневая структура власти, уменьшились полномочия воевод и усилилась роль местного самоуправления.
Из 49 воеводств (областей) осталось 16. Центры воеводств утратили статус, превратившись в города районного подчинения. Воеводское самоуправление определяет политику региона: развитие экономики, региональные рынки сбыта, образовательную политику (до уровня университета), создание условий для инвесторов и т.д. В каждом воеводстве на 4 года избирается сеймик (облсовет) — от 25 до 50 депутатов, он избирает правление из 5 человек. Во главе сеймика — председатель, во главе правления — маршалок, обоих избирает сеймик.
Представителем центральной исполнительной власти (премьер-министра) в воеводстве является воевода с очень ограниченными полномочиями. Он отвечает только за общенациональные программы и проекты в регионе, а также контролирует соблюдение законодательства страны на региональном уровне. Воеводство – самая крупная административно-территориальная единица в стране. Повяты сравнимы с нашими районами: 314 сельских и 65 городов на правах повята. Затем идут гмины (по-нашему – местные громады). Гмины существуют трех видов: сельские (несколько сел), городские (зачастую один крупный город) и градо-сельские (город с окружающими его селами). Администрации гминов отвечают за работу начальных школ, детских садов, учреждений здравоохранения, культуры и спорта, за местный транспорт и дороги, рынки, коммунальное хозяйство, правопорядок и безопасность. Вспомогательными подразделениями гмина в селах являются солецтва (сельсоветы), а в крупных городах — дзельницы (районы).
Повят имеет отдельный бюджет, его доходы не зависят от доходов гмин. И к сфере ответственности повятов относятся все локальные вопросы, выходящие за границы полномочий гмины, — охрана общественного порядка, противопожарная безопасность и защита от наводнений, предупреждение стихийных бедствий и устранение их последствий, содержание общих больниц, борьба с безработицей, строительство и содержание междугминных дорог, контролирующие инспекции. Повятам могут делегироваться права воеводств в тех вопросах, которые могут решаться на месте.
Таким образом, первичные структуры власти — гмина и повят — решают все административные вопросы их жителей и граждане избавляются от необходимости ездить в воеводский центр за справками или решением проблем.
При этом, что важно, повят не осуществляет надзор за деятельностью гмин, не может отбирать их права и вмешиваться в их финансовое управление. Финансово автономный повят может проводить собственную бюджетную политику. Чтобы понимать финансовые возможности каждой территориально-административной единицы: при госбюджете 300 миллиардов злотых бюджет органов местного самоуправления составлял 180 миллиардов, из них 140 миллиардов – гмины, 24 млрд. — повяты и 16 млрд. — воеводства.
Среди собственных источников средств было три основных наполнителя бюджета:
а) налог на недвижимость (землю, здания и сооружения);
б) часть налога на прибыль предприятий на территории общины – примерно 17 злотых из каждых 100 злотых уплаченного налога;
в) часть налога с доходов физических лиц, зарегистрированных в данной общине – примерно 36 злотых из каждых 100 злотых уплаченного налога.
Среди трансфертов важнейшей является дотация на образование. И самой большой. Суммарно по стране она составляет треть бюджетных средств общин. Сейчас это около 1000 евро на ученика в течение года.
Местные общины стали независимыми юридическими субъектами, с правом защищать свои интересы в суде (в том числе – перед правительством). И они этим правом успешно пользуются.
Примером может быть дело "Община Стшельце Опольськи против правительства". Предметом рассмотрения было несвоевременное перечисление на счет общины дотации на образование, за что община была вынуждена взять кредит в банке. По иску общины суд обязал правительство выплатить банковские проценты.
В Варшаве каждый район ежегодно получает от города деньги на реализацию конкретного проекта — 1% от общегородского бюджета (в прошлом году — 25 миллионов злотых на всю Варшаву). Жители района сами предлагают проекты и сами выбирают, какой из них воплощать в жизнь. Например, среди реализованных проектов — обустройство велосипедных дорожек, установка лавочек, благоустройство в сквере, ремонты школьных помещений, восстановление или прокладка новых линий освещения, среди экзотических – установка домиков для птиц и улей для пчел.
В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА ВО ВСЕМ ЧАСТНОМ СЕКТОРЕ МИНСКА ДОЛЖНЫ ПОЯВИТЬСЯ СТАРОСТЫ УЛИЦ На петицию по дорогам в Дроздово и Солнечному также получен ответ.
Комментарии (2)
# 22 сентября 2016 в 21:38 0 |