Светлана Калинкина:
Нас спасет только коррупция. Не спешите возмущаться по поводу столь парадоксального утверждения. Уверена, что, прочитав эту колонку, вы со мной согласитесь.
Белорусская АЭС... Александр Лукашенко на днях заявил, что одной атомной станции нашей стране будет мало, нужна вторая... А еще говорил, что наша АЭС будет самая-самая -- самая безопасная, самая современная, самая защищенная, самая быстро построенная...
Но что главное в АЭС? Правильно, реактор.
Специалисты много рассказывают, что он необыкновенный: какого-то поколения "три плюс", которому не страшны ни взрывы, ни землетрясения, ни падения самолета, что он будет в глубокоэшелонированной защите и ни один радионуклид из нее не вырвется... Красиво говорят -- заслушаешься!
Правда, точно такие реакторы еще нигде не работают и никак себя не зарекомендовали. И очень тревожно от понимания того, что именно на нас хотят проверить, насколько расчеты российских атомщиков и их реклама собственной разработки соответствуют действительности. Но сейчас выясняется, что эксперимент запланирован даже более масштабный, чем мы предполагаем.
Всем, видимо, известно, что АЭС нам строят россияне. Но не все знают, что в СССР реакторы для атомных станций производили только два предприятия -- "Атоммаш" в Волгодонске и "Ижорские заводы".
"Атоммаш" -- это история банкротства. В прямом смысле этого слова. После развала СССР предприятие осталось без заказов, набрало кредитов, накопило долги и логично громыхнулось в экономическую яму. В результате имущество распродавали за бесценок, цеха и технологическое оборудование передавали различным фирмам, фирмочкам и товариществам с ограниченной ответственностью, на обломках былого гиганта советской атомной энергетики образовывались какие-то ЗАО, ОАО, ООО. Потом и они распадались, а на их месте появлялись новые.
Остатки производств, которые удалось сохранить, фактически поменяли профиль. В Волгодонске начали заниматься производством оборудования для нефтяной, газовой, металлургической промышленности, однако чуда не случилось, мертвец не ожил. Можете представить, во что превратился былой гигант, если в 1989 году здесь работала 21 тысяча человек, а в 2012-м -- менее трех тысяч.
Не многим может похвастаться и атомное производство в Ижоре. После развала СССР оно не процветало, брались за любые, даже невыгодные, заказы. Однако благодаря им производство все-таки удалось сохранить. Был сделан реактор для иранской АЭС „Бушер“, потом два реактора для китайской АЭС „Тяньвань“, потом еще два -- для индийской АЭС „Куданкулам“, потом пошли и собственно российские заказы...
И вот свою АЭС решила строить Беларусь. Поскольку собственных денег у нас нет, Россия на 90% финансирует этот проект (кредит, естественно, придется отдавать), и российская же компания ЗАО "Атомстройэкспорт" получает карт-бланш на это строительство. Пока мы тут разбираемся, правильно роют котлован или неправильно, есть проектная документация или ее нет, какая зарплата у строителей и удобные ли у них квартиры, в Москве вершатся куда более важные дела. Российское ОАО "Атомкомплект" по заказу ЗАО "Атомстройэкспорт" уже провело тендер на изготовление и поставку реакторов на Белорусскую АЭС. В конкурсе участвовали вышеупомянутые заводы -- и ижорский, и волгодонский. И как вы думаете, кто выиграл?
Не упадите со стула! Победителем объявлен Волгодонск. Точнее, ЗАО "АЭМ-технологии". А еще точнее -- его дочерняя компания ОАО «Атомэнергомаш», только в конце прошлого года создавшая на остатках "Атоммаша" свой филиал. Правда, компания намерена выполнить белорусский заказ, задействовав и другие свои производственные активы. А именно: машиностроительный завод "ЗиО-Подольск", который вообще-то специализируется на производстве паровых котлов, а также завод "Петрозаводскмаш" -- это известный поставщик оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности. Каждое из этих предприятий, видимо, может сделать какую-нибудь "запчасть" и для атомного реактора: например, корпуса к чему-нибудь, кольца, втулки и т.п. Но совершенно непонятно, кто сделает реактор? Вернее даже два, поскольку на Белорусской АЭС запланированы два энергоблока?
"Оборудование будет изготовлено Волгодонским филиалом «АЭМ-технологии» -- крупнейшим заводом атомного машиностроения в России и одним из крупнейших в мире", -- радостно передает сайт компании слова генерального директора ОАО «Атомэнергомаш» Андрея Никипелова.
А уж как должны быть "рады" мы! Ведь господин Никипелов просто забыл упомянуть, что ко всем произнесенным им эпитетам со словом "самый" надо добавлять важное уточнение -- "в прошлом".
Вот что о в прошлом известном предприятии сообщают жители Волгодонска. "Давеча (24 октября 2012 года) по долгу службы пришлось посетить расколотый последними событиями "Атоммаш"... Для людей из города сообщать не надо, что предприятие работало на последнем дыхании, зарплаты не платятся по три и более месяцев. Не говоря уже о набравшем колоссальные обороты воровстве. Меня лично интересовали станки на продажу, так называемые неликвиды или списанное оборудование. Их я просмотрел два огромных цеха. Зрелище потрясающее. Туча различных станков 1970--1980-х годов, которые составлены на огромной территории плотненькими рядами, так что в некоторых местах мы еле пролазили. Все станки давно без электрооборудования, «головы» (механическая часть) у всех вскрыты -- у кого-то явно, у кого-то аккуратно. Беспардонное воровство дефицитных запчастей. Этот склад мертвого оборудования мог бы работать до сегодняшних дней, если бы его обслуживали а не использовали более старые станки как доноры для новых в лучшем случае, а в худшем -- продавая на сторону".
Эту свою запись в интернете Сергей из Волгодонска сопроводил фотографиями. "Хлам!" -- вот все, что можно сказать, глядя на эти фото.
И вот это предприятие, которое на протяжении последних лет банкротилось и передавалось из рук в руки, на котором месяцами не платили зарплату и просто не могли удержать специалистов, предприятие, еще полгода назад, по свидетельству очевидцев, представлявшее собой "склад мертвого оборудования", будет изготавливать реакторы для Белорусской АЭС?!
Это кажется каким-то жестоким, нелепым, неправдоподобным розыгрышем. Но это правда.
И ведь как странно получается. По поводу Березовской ГРЭС, где заплатили за турбину российской фирме, которая нужных турбин не производит, уголовное дело завели, КГБ подключился, президент стучит кулаком по столу. А в это самое время непонятно кому отдан контракт, ставящий под угрозу жизнь и здоровье и белорусов, и наших соседей. Контракт -- на миллиарды долларов! И все тихо-мирно-здорово.
На этом призраке былого величия из Волгодонска настоящие специалисты есть? Оборудование какое-нибудь осталось? Кто-нибудь поинтересовался его финансовой состоятельностью? Завтра это предприятие будет существовать или его передадут новым собственникам под производство кастрюль?
Почему, когда проводился тендер на право изготовления реактора для второго энергоблока АЭС в Калининграде (она задумана как аналог Белорусской АЭС), волгодонцев даже к конкурсу не допустили? Зато братьям-белорусам нашли "отличного поставщика"!
Впрочем, деньги в этой истории даже не самое главное. Лучше пусть их просто своруют, как случалось не раз. Пусть раздербанят эти 10--12
миллиардов долларов, пусть задушатся ими, пусть едят их, пусть на них молятся. Да, тогда мы останемся и без АЭС, и в долгах. Но хотя бы живы.