Угроза изъятия земель, на которых за 3 года не вырос частный дом, возникла еще в 2006 году, когда был подписан соответствующий указ президента*. С тех пор в Минской области было конфисковано порядка 10 участков, приобретенных с аукциона за живые деньги, но госконтроль считает, что этого недостаточно.
— В нашем центре еще не было ни одного случая продажи изъятых участков с долгостроями, — рассказал Александр Внучко, специалист отдела организации аукционов Минского областного центра инвестиций и приватизации. — Однако пустые участки изымаются, и довольно активно. Они составляют около четверти объектов, которые выставляются на аукцион через нашу площадку.
Почти все конфискованные участки были выделены в порядке очередности нуждающихся в 2009-2010 годах, реже — в 2011-2012 годах. Изъятие таких участков не требует судебного разбирательства, поскольку они не предоставляются в частную собственность.
Случаи, когда изымаются пустые участки, купленные с аукциона, не составляют и процента: на такие участки установлено право частной собственности, и процедура изъятия требует решения суда.
Последний такой случай был в 2015 году. Участок находился в д. Каролино Минского района, и изымался уже во второй раз. В первый раз он был выделен нуждающимся бесплатно, в 2009 году. В 2011 году - изъят и выставлен на аукцион по начальной цене Br17 млн, а ушел с молотка за Br44 млн. За 4 года новый владелец так и не начал строительство, поэтому в 2015 году участок снова был изъят. На этот раз он выставлялся на аукцион за Br94 млн, а ушел — за Br166 млн.
Работа по изъятию участков ведется, но видимо, недостаточно активно. Результаты мониторинга органов госконтроля, опубликованные в ведомственном издании, показали, что только в Боровлянском сельсовете пустует 57 участков кадастровой стоимостью около $1 млн, выделенных еще в 2009 году, но так и не использованных по назначению. В поселке Ратомка Ждановичского сельсовета найдено 37 пустующих участков кадастровой стоимостью $723 тыс. В деревне Буденного Острошицко-Городского сельсовета выявлено 9 таких участков кадастровой стоимостью $100 тыс. После вмешательства госконтроля местные органы власти начали собирать и восстанавливать информацию о недостроях, находящихся в их ведении, а тем временем проверка контролирующих органов продолжается.
Как рассказали в отделе «Дома. Дачи. Коттеджи» группы компаний «Твоя Столица», по закону пустующие участки, которые выделялись более трех лет назад, а также с незавершенными строениями, срок консервации которых истек, подлежат изъятию и реализации с публичных торгов. Но мало кому из собственников земли удается построить дом за 3 года, отведенные законом. В Беларуси предусмотрена возможность консервации и продления сроков строительства, и, тем не менее, лишь половина застройщиков доводят это дело до конца. Кстати говоря, проверяющие органы считают консервацию строений на участках, выделенных в 2007-2010 году, одним из способов избежать изъятия.
Мы поговорили с Татьяной Мигай, менеджером отдела «Дома. Дачи. Коттеджи», и выяснили, по какой цене продаются участки с недостроями в Минском районе и могут ли цены под угрозой изъятия упасть еще ниже.
— Даже в тех населенных пунктах, которые на слуху — Боровляны, Колодищи — меньше 50% домов действительно являются жилыми. Остальное — либо недострои, либо неэксплуатируемые здания, либо пустующие земли. По этой причине город не заинтересован в том, чтобы построить в коттеджном поселке дороги, садики, магазины, школы и поликлиники, а отсутствие инфраструктуры — большая проблема для пригорода.
Многие даже не начинают строиться. В «сытые» годы, когда муссировались слухи о том, что земля под Минском будет дорожать, многие покупали ее для того, чтобы спустя время продать подороже.
Сейчас земля под Минском дешевеет, как и вся остальная недвижимость. И вместо цветущих поселков вокруг столицы мы видим бездорожье и пустые глазницы долгостроев.
Что касается намерений КГК изымать такие участки, то эта угроза больше пугает не продавцов, а покупателей. Ведь по актуальному законодательству отсчет сроков строительства не обнуляется с приходом нового собственника. Исключение составляют случаи изъятия и перепродажи с аукциона.
Есть недострои, которые вполне можно завершить: например, качественный фундамент, залитый в прошлом году. Если в этот фундамент было вложено $10 тыс., то его рыночная стоимость такая и останется.
А если это фундамент, который построен 5-10 лет назад (причем, как правило, без должного качества и гидроизоляции), он скорее выступает обременением при покупке участка. Современные технологии строительства и взгляды на архитектуру загородного дома кардинально отличаются от того, что было в 90-х – 2000-х. Мало кому нужны эти подземные бункеры, подвалы и цокольные этажи.
Сейчас даже свободные участки в Минском районе уходят с молотка по цене от $5 тыс., если речь идет о деревне без инфраструктуры и коммуникаций. Недострой под снос опустит эту цену еще на несколько тысяч.
За $20 тыс. продаются участки в Колодищах со всеми коммуникациями и законсервированным фундаментом, который еще можно пустить в дело. Если это недострой под снос, цена будет еще ниже.
Спрос на такие участки невысок, но сделки случаются. Последняя сделка была в Мачулищах — там у нас продалось незавершенное законсервированное строение: фундамент и стены из газосиликата, строительство которых началось 1,5 года назад. Оно располагалось в коттеджной застройке, на участке площадью около 15 соток со всеми коммуникациями по улице. Место хорошее, в шаговой доступности — все объекты инфраструктуры: магазин, школа, детский сад, поликлиника. Этот недострой продался достаточно успешно — чуть дешевле $40 тыс. — только потому, что речь шла о качественном строении по современному проекту, который можно воплотить в жизнь.